Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Поиск по сайту
Меню сайта
Комм. стр. памяти
Иван Михайлович Фиронов был мо

Горжусь я таким парнями.Это мо

Статистика
Онлайн всего: 1
Сарбозв: 1
Шурави: 0
Страница памяти
Жарков Петр Владимирович
17.11.1981г (СБО)



ЖАРКОВ Петр Владимирович

Сержант, командир расчета гранатомета СБО 48 ПОГО. Родился 06.09.1960 г. в с. Никисилица, Севского района, Брянской области, русский, чл. ВЛКСМ. Окончил СПТУ-16 в Пермской области, работал рулевым-мотористом на теплоходе. В Пограничные войска призван Краснокамским РВК Пермской области 12.11.1979 г. В Республике Афганистан неоднократно участвовал в боевых операциях, проявил себя мужественным командиром. Был награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» 17.11.1981 г. в ходе разведки местности в районе кишлака Сайдан, Куфабское ущелье, группа пограничников обнаружила засаду противника и вступила в бой. Сержант Петр Жарков умело руководил действиями подчиненных, личным примером воодушевлял их. Погиб, получив смертельное ранение. За мужество и героизм проявленные в бою награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в г. Краснокамске Пермской обл.


Торжественное открытие мемориальной доски состоялось в г. Краснокамске. Жарков Петр Владимирович родился 06 сентября 1960 года погиб 17 октября 1981г. при исполнении служебного долга в Афганистане, награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» и орденом Красной Звезды (посмертно).

О Петре Жаркове в школе прошел Вечер памяти:
Лаконичные строки короткой биографии, юное лицо на фотографии.
Ему, было - 21 Он не думал, что погибнет, совершив поступок, о котором скажут потом - ПОДВИГ.
Родился Петр Владимирович в селе Никисилица, Севского района, Брянской области, с 1966 года проживал в г. Краснокамске, Пермской области, с 1967 года по 1976 год обучался в школе № 6 г. Краснокамска (окончил 9 классов), ветераны педагогического труда вспоминают о нём, как о прилежном ученике, спортсмене, хорошем товарище. Был обычным, весёлым, шустрым мальчишкой, душой компании, хорошим организатором. Увлекался техникой, в 10 лет умел водить машину. Зимой занимался лыжами. При этом не забывал помогать родителям по хозяйству. После окончания школы он пошёл учиться в СПТУ № 16 г. Перми по специальности механик. До 1979 года работал рулевым-мотористом на теплоходе. Проходил службу в Пянджском пограничном отряде с осени 1979 г.
Как мало лет он прожил.
Всего 21!
Но миг победы больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.

15 февраля 1989 года, для многих стал днём, когда кончился счет потерям наших солдат в республике Афганистан. Тяжёлый, печальный итог. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти 9 лет и 51 день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёкой стране, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и выпускник нашей школы – Жарков Петр Владимирович. Командир расчета гранатомета СБО 48 ПОГО КСАПО.

В сборнике «Во имя высокой цели…» воины-интернационалисты повествуют о суровых буднях боевых испытаний. Невозможно без содрогания читать эти очерки - свидетельство участников различных боевых операций от рядовых до офицеров. Читаю о военных дорогах Валерия Лепестова из Калининской области, Александра Нестерова из Вольнянского района Запорожской области, а у меня перед глазами встает портрет выпускника нашей школы Петра Жаркова, о котором написано так мало. Исследуя его биографию и восполняя пробелы из книг и воспоминаний родных, как по-разному описывается ситуация в горах Кубафа, где он геройски погиб.

В 1981 году на Куфабе активизировались мятежники (брали банду генерала Абдуль-Вахид Хурсани, он же Абдулла Вахоб полевой командир, действующий в 80-х годах на Куфабе, Джаваях и Дарвазе.), и это обусловило необходимость проведения новой операции. Замысел, разработанный оперативной группой, рассматривался в штабе и с некоторыми поправками был принят в октябре. Предусматривалось силами трех маневренных и одной десантно-штурмовой группой (в эту десантную группу и вошёл Жарков П.В.) при поддержке эскадрильи вертолетов осуществить внезапную высадку десантов (вертолетных) для блокирования основной базы мятежников в Куфабском ущелье, огневое подавление (в основном вертолетами) их выявленных сил и последующее прочесывание (поиск) намеченных районов.

15 октября полковник Будько по радиотелеграфу докладывал генералу В.А.Матросову о состоянии готовности к операции. В завершение переговоров генерал Матросов поручил полковнику Будько доработать вопросы подготовки операции. 17 октября около 4 часов утра оперативный дежурный ГУПВ доложил, что на афганской территории против участков Московского и Пянджского погранотрядов начаты боевые действия и у нас есть потери...
Из воспоминаний …была ещё одна операция в Куфабском ущелье, вблизи кишлака Сайдан (в октябре 81 года), о которой из-за больших потерь с нашей стороны вспоминать не принято. Тогда масштабное десантирование закончилось окружением одной из групп ДШ, которой пришлось почти 12 часов вести бой в одиночку, а потом с боем прорываться к своим по темноте. Потеряли молодых ребят, им бы жить да жить. Их тела смогли подобрать только через пару дней - изуродованные и истерзанные.

Из воспоминаний Валерия Романова (в 1981 г. – летчик-штурман вертолета Ми-8 № 14).
Операция «Куфаб – 81» готовили коряво, поспешно. На 17 октября 81г. намечалась выброска десантной группы составом не менее 300-х человек и 20-ти вертолетов. По армейским меркам это на операцию конечно же не тянуло, но ведь пограничники всегда воевали не числом, а умением, поэтому Абдулу решили накрыть качественно и конкретно. Конкретно этого количества может быть и хватило, а вот качественно…

Десантная группа была сформирована наспех, многие были необстрелянными, даже командир и замполит. Порядок десантирования спланировали навскидку, непрофессионально. Например: в первом эшелоне на бортах были загружены только гранатометы, во втором – только боеприпасы. Боекомплект бойцов первого эшелона был облегченный, не рассчитанный на длительный бой. И вообще все было спланировано так, как будто отряд Вахопа не тертые головорезы, а бейсбольная команда. Рано утром 17 октября 1981 года, взяв на борт 10 человек, в том числе командира и замполита всей десантной группой, мы вылетели в район Куфабского ущелья. На подходе к площадке десантирования начали выполнять заход. Мы были четвертыми. Все шло обычным порядком. Вдруг в эфире раздались крики командира первой пары: «Засада! Подвергся сильному обстрелу с земли!».
В первой паре вертолетов находилась десантная группа и гранатометный расчет Петра Владимировича Жаркова. Он не растерялся, своим личным примером показал остальным, что нужно быть храбрым, спрыгнул с «вертушки» и вступил в бой прикрывая высадку остальных членов группы.

Из воспоминаний участников боевых действий… На исходе первого часа «Остались: доктор, прапорщики – командиры взводов, 4 СПГ, 1 АГС, 1 РПГ». Нормально, воевать можно. ПКС только один (без патронов), да и то Абдула успел снять с вертолёта. Ага, а выстрелов- то к гранатомётам всего несколько штук, да и гранат тоже. Вот это уже абзац (боеприпасы были на бортах, шедших за нами).

Второй эшелон десанта был высажен в тот же день после предварительных ударов вертолетами по выявленным объектам душманов. Он должен был объединиться с первой группой, расширить позицию десанта и закрепиться на ночь. Задача эта была выполнена практически без потерь. За ночь удалось подготовиться к наращиванию наших усилий в Куфабе, организовать с утра воздушную разведку, удары вертолетов по новым целям, доставку боеприпасов, продовольствия и пр. Руководство действиями в операции вместо раненого полковника Будько было возложено на начальника штаба САПО полковника В.Н. Харичева, знающего эти районы и имеющего боевой опыт. Казалось, положение нормализуется, и дело идет к успешному завершению операции, но… Потери…

Убитых собрали только через несколько дней, после высадки второго десанта (25.10.81). Над телами глумились, многие были изувечены до неузнаваемости. Горько, обидно, тяжело на душе. Уходят лучшие из лучших, в расцвете сил, полные надежд и планов. Ничем не восполнить эти потери. Ни какими словами не утешить родных и близких. И одно только может смягчить горечь утрат – наша память, понимание, что эта жертва была не напрасна. Петр Жарков погиб – во имя жизни других, во имя спокойствия и мира на нашей земле. Верный присяге, убеждённый в том, что защищают интересы Родины и оказывает дружественную помощь соседнему народу, он лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о нем, как о верном сыне Отчизны.

Мы учащиеся «Средней общеобразовательной школы № 6» г. Краснокамска никогда не забываем, чествуем и несем «Вахту Памяти». Гордимся - нашими выпускниками, погибшими при исполнении воинского долга.


Просмотреть 17.10.1981г. на карте большего размера
Просмотров: 3626 | | Теги: Жарков Петр Владимирович
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ДШМГ Пяндж © 2024
Хостинг от uCoz